Петровичев Петр Иванович (1874-1947). В храме Федора Стратилата в Новгороде - фреска XIV века. Начало 1910-х гг. Картон, темпера. 75,7 х 53,2 см
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ВХНРЦ им. Грабаря (эксперт Шишкина Н. А.)
ПОДПИСЬ: слева внизу "Петровичевъ"
НА ОБОРОТЕ: авторская надпись "Петровичевъ // Церк. Федора // Стратилата".
ПРОВЕНАНС: работа выставлялась на собственной выставке П. И. Петровича 1917 года, а также была представлена на X выставке Союза русских художников (Москва - Петербург, 1912-1913 гг.). В дальнейшем картина участвовала в IX международной выставке искусств в Мюнхене в 1913 году.
Стилистические особенности картины, в том числе, колорит и композиция, своеобразие живописной манеры, а также выбор техники - темперы, аналогичны характеристикам произведений П. И. Петровичева начала 1910-х годов, посвященных интерьерам древних православных храмов, например: "В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом" 1910 г., Ярославский художественный музей, "В церки Спаса-Нередицы близ Новгорода (восточная стена)" 1910 г., Государственная Третьяковская галерея, "Интерьер церкви на Волотовом поле" 1911 г., Государственно-Ярославский архитектурно-художественный заповедник". По уровню исполнения и времени создания произведение имеет музейное значение и представляет особый интерес с культурно-исторической точки зрения.
Петровичев, Петр Иванович (1874 -1947) -живописец, пейзажист. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 -1903) у В.А. Серова и И.И. Левитана. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1906 -1911), Союза художников (1911г.). Произведения П.И. Петровичева представлены в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и др., а также в крупнейших частных коллекциях. Петровичев - один из наиболее значительных живописцев в России первой половины ХХ века, продолжавший в своем творчестве традиции русской пейзажной школы. На протяжении всей жизни был приверженцем камерного, «интимного» пейзажа, для которого характерны лиризм, стремление к передаче изменчивых, сиюминутных состояний природы и свето-воздушной среды. В живописи использовал многие приемы импрессионизма: писал в свободной манере, широким фактурным мазком, яркими сочными красками, достигая впечатления непосредственности «живого» восприятия натуры. При этом его картины проникнуты умиротворенно-созерцательным настроением, родственным искусству Левитана. Излюбленными мотивами картин Петровичева были ранняя весна, закаты, интерьеры старинных усадеб и древнерусских соборов.