Врубель Михаил Александрович (1856-1910) Портрет Эмилии Львовны Праховой. 1884 г. Киев. Бумага, итальянский карандаш. 34,5 х 29 см. Голова Эмилии Львовны Праховой (для образа Богоматери) 1884 г. Киев. Бумага, итальянский карандаш. 34,5 х 29 см
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Е. М. Жукова
НАДПИСЬ: сына изображенной слева внизу "М.А. Врубель. Портрет Э.Л. Праховой Н. Прахов"
НА ОБОРОТЕ: "Врубель М.А. Голова Эмилии Львовны Праховой. Итальянский кар. Внизу удостоверяющая надпись Н.А. Прахова"; "Портрет Эмилии Львовны Праховой Итал. кар."
В Киеве Врубель, приехавший по приглашению профессора местного университета историка искусств и археолога Адриана Викторовича Прахова для работ по восстановлению древней Кирилловской церкви, пережил бурную влюбленность в жену своего патрона – Эмилию Львовну Прахову. На семь лет старше него, мать семейства, гостеприимная хозяйка и покровительница живописцев, работавших под началом Прахова и часто собиравшихся в доме профессора на обеды и вечерние чаепития, Эмилия Львовна была обожаема многими из них. Но Врубель превратил ее в объект романтического культа и сильно страдал от неразделенного чувства. Ее своеобразная внешность стала для него художественным эталоном.
Черты лица Праховой угадываются в изображениях и других персонажей художника – вплоть до «Демона» и «Царевны-Лебеди». В этом проявилась важнейшая составляющая врубелевского художественного мышления, отмеченная уже современниками. Он совершенно невольно, не задаваясь этой целью, изображал в своих произведениях близких его сердцу людей.