Верещагин Василий Петрович (1835-1909). Видение пророка Иезекииля. Эскиз. 1890-е гг. Картон, масло. 24,5 х 9,8 см
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря (эксперты Бахромкина А.Б., Киселева А.Р.)
НА ОБОРОТЕ: владельческая надпись "Видѣніе пророка Jезекіиля // Эскизъ къ картинѣ въ соборѣ св. Владиміра в Кіеве // Проф. В. П. Верешагинъ // куплено у его сына ъв Вильнѣ в 1913 году. // Н. Беляев (?) // Ноябрь 1913 г."
В.П. Верещагин в 1890-е гг. руководил росписью Успенского собора Киево-Печерской лавры (уничтожен в 1941 г.). Вероятно, представленный эскиз был выполнен для этого храма.
Верещагин Василий Петрович (1835-1909) - живописец, график. Родился в семье живописца П. П. Верещагина, брат художников П. П. и М. П. Верещагиных. Первоначальные художественные навыки получил в семье под руководством отца и деда, иконописца И. В. Бабина. Одновременно учился у художника А. У. Орлова, с которым расписывал Спасо-Преображенский собор в Перми. В 1856 переехал в Петербург, где поступил в ИАХ. Занимался в классе исторической живописи у А. Т. Маркова. В 1860 за программную картину «Сцены из Олимпийских игр. Борьба» удостоен малой золотой медали. В 1861 за картину «Великая княгиня Софья Витовтовна вырывает пояс у князя Василия Косого на свадьбе Василия II Темного» награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника и право пенсионерской поездки за границу. С 1860 до 1903 регулярно принимал участие в академических выставках. В 1862 вместе с К. Ф. Гуном и братом М. П. Верещагиным создал росписи Покровского собора в Елабуге. В том же году вступил в Московское общество любителей художеств. В 1863 в качестве пенсионера ИАХ отправился в Европу. Посетив Берлин, Дрезден, Вену, Мюнхен, поселился в Париже. В 1864 переехал в Рим.
По возвращении в Петербург за представленные работы получил от ИАХ пенсионерское содержание еще на пять лет для работы в России. В 1868 за картину «Свидание заключенного со своим семейством» получил премию Римского общества любителей художеств. Годом позже за картины «Святой Григорий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия», «Ночь на Голгофе» и другие был удостоен звания профессора, минуя предшествующее ему звание академика. Тогда же назначен штатным профессором 2-й степени, а в 1883 — штатным профессором 1-й степени. До 1894 преподавал в ИАХ. В 1870 еще раз посетил Рим. В 1873 картины Верещагина экспонировались в Русском отделе Всемирной выставки в Вене, принимал участие во Всемирных выставках в Париже (1878) и Антверпене (1885). В начале 1870-х получил заказ на украшение дворца Великого князя Владимира Александровича в Петербурге, для которого выполнил цикл картин на сюжеты русских былин и истории. В 1879 создал ряд библейских композиций для Храма Христа Спасителя в Москве. Много работал в технике акварели, с 1882 являлся постоянным участником выставок Общества русских акварелистов. Обращался к литографии.
Мемориальные выставки художника состоялись в 1910 в залах ИАХ в Петербурге и в 1912 в галерее «Лемерсье» в Москве. Ретроспективная выставка произведений Верещагина прошла в 1935 в Пермской государственной художественной галерее. В 1984 там же была организована совместная выставка живописи и графики В. П. и П. П. Верещагиных.
Василий Петрович Верещагин — один из ведущих мастеров академического искусства второй половины ХIХ века, обладающий прекрасной профессиональной базой. Для его картин характерны тщательность исполнения, внимание к деталям, подробный подготовительный рисунок, лежащий в основе композиции. Расцвет творчества художника приходится на 1860-е, когда были созданы все наиболее известные его работы. В них он выступал продолжателем традиций К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, своего учителя А. Т. Маркова. В целом Верещагин находился в стороне от передовых течений в живописи этого времени, современное ему искусство передвижников не оказало на него существенного влияния.
Произведения Верещагина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Пермской государственной художественной галерее.