Иванов Павел Петрович (псевд. Поль Мак) (1891-1967) Спасаясь от бури. 1925 г. Бумага, акварель, гуашь, чернила, графитный карандаш. 34 х 49,7 см
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ЦХЭ им. И.Е. Репина (эксперт Гордеева Е.В.)
ПОДПИСЬ И ДАТИРОВКА: слева внизу «Mak 1925 Teheran»
Иванов Павел Петрович (псевд. Поль Мак) (1891-1967) - график, сценограф,
живописец. С детства проявлял художественные способности. В 1911 при содействии старшего брата Виктора Иванова, литературного и театрального критика, начал сотрудничать в качестве карикатуриста с московскими и петербургскими периодическими изданиями. Посвятил много карикатур театрально-художественному миру, исполнил сатирические портреты. Подписывал свои карикатуры: Мак или Paul; позже, в эмиграции, Поль Мак стало его официальным именем, закрепленным в документах. В 1913 некоторое время работал декоратором Мамонтовского театра миниатюр под руководством Марии Арцыбушевой. Работал в Петербурге и Москве как портретист и модельер. Тогда же увлекся аргентинским танго, стал партнером знаменитой танцовщицы Эльзы Крюгер. В 1913-1914 брал уроки в художественной студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина. Руководил танцевальной студией в Москве, специализирующейся на танго. B 1914 (1916) поступил в Киевское военное училище. Участник Первой мировой войны. В 1918 демобилизовался в чине капитана. В 1918 арестован, шесть месяцев провел в Бутырской тюрьме в Москве. В 1920-1921 работал в Театре революционной сатиры в Москве. В конце 1920 с первой женой Елизаветой Сергеевной Курбской отправился на юг России, откуда в апреле 1921 через Туркестан и Афганистан добрался до северо-востока Персии. Весной 1922 обосновался в Тегеране. Первые годы зарабатывал на жизнь как тренер скаковых лошадей. В Тегеране изучал технику персидской миниатюры, на основе которой создал собственный стиль, соединяющий элементы русской иконы с эстетикой западноевропейского модерна. Как художник-миниатюрист и портретист получил некоторую известность в высшем обществе. В начале 1926 провел персональную выставку, на которой экспонировались миниатюры на восточные темы, а также сцены из жизни монголов, туркменов и персов. В том же году английский министр сэр Перси Лорейн представил его шаху Мохаммаду Реза Пхлеви, который дал ему персидское подданство и сделал придворным художником (1927). В начале 1928 выехал из Ирана в Египет. В том же году провел выставку в Каире, зарабатывал там на жизнь заказными портретами. Впервые посетил Париж, затем Лондон, где провел выставку в галерее Leceister. В 1929 вернулся в Каир, а в 1931 перебрался в Афины, также провел там выставку. В 1932 приехал в Париж и провел выставку в галерее Bernheim-Jeune, которая в 1933 в полном составе переместилась в Лондон и была показана в Обществе изящных искусств. В 1934 недолго жил в Париже. С 1938 жил в Брюсселе. В 1943 повстречался с русской актрисой Лидией Александровной Дурдиной, которая стала его женой и способствовала его возвращению к искусству. В 1943/1944 участвовал в Салоне русских художников в оккупированном Брюсселе. С 1945 регулярно участвовал в бельгийских выставках, ежегодно проводил персональные выставки в Брюсселе и провинции. В 1958 получил Большую золотую медаль на Международной выставке в Брюсселе за работы, выставленные в Иранском павильоне.
В последние годы писал аллегорические картины на современные темы, обращался к образам русской мифологии. В 1968 ретроспективная выставка художника, организованная его сыном Владимиром, состоялась в лондонской галерее Wolton. Семейный архив хранится у сына Дмитрия Дурдина-Мака (Бельгия).