Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897). Теплый вечер. 1882 г. Холст, масло. 45 х 60 см
ЭСКПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: НИНЭ им. П.М. Третьякова
ПОДПИСЬ И ДАТИРОВКА: справа внизу «1882. А. Саврасовъ»
ВЫСТАВКИ: Алексей Саврасов. Шедевры из частных собраний. Москва. 21 сентября – 27 ноября 2022
ПУБЛИКАЦИИ: Алексей Саврасов. Шедевры из частных собраний. Каталог. Москва. 2022. С. 41
«Тёплый вечер» — это авторский вариант полотна «Рожь» 1881 года из Ростовского музея. Наша картина меньше по размеру, замысел незначительно доработан художником. Мы видим уходящее за горизонт бескрайнее русское поле. Под последние красочные аккорды закатного светила его окутывает ночь.
В 1882‑м Алексей Саврасов принял участие во Всероссийской выставке в Москве, после чего практически полностью отошел от выставочной деятельности. Он мало писал и больше сотрудничал с журналами, продавая иллюстрации. Торжественная закатная природа прекрасна, но через минуты желтый угаснет а с ним уйдет и последнее тепло. Картина «Тёплый вечер» стоит особняком в зрелом творчестве Алексея Саврасова и представляет огромный интерес для собирателей русского искусства.
Работы Саврасова стали событием в художественной жизни своего времени и открыли новую страницу русского пейзажа - его лирическое направление, сообщив этому жанру особенную тонкость и эмоциональную глубину.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897) - живописец-пейзажист. Академик Императорской Академии художеств (с 1854). Родился в Москве в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известного "видописца" К. И. Рабуса (1844-1850), где позже руководил пейзажным классом (1857-1882). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). В 1862 побывал в ряде европейских стран, посетил всемирную художественную выставку в Лондоне. В 1870-е много работал на Волге: в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде и Юрьевце. Дружил с В. Г. Перовым, написал пейзажные фоны в ряде его работ. Один из основоположников лирического пейзажа в русской реалистической живописи. Много сделал для утверждения национального характера русского пейзажа.