Фернан Леже (1881-1955). Этюд к портрету госпожи Честер Дейл. 1940 г. Бумага, пастель, тушь, графитный карандаш. 19,4 х 26,8 см
ПРОВЕНАНС:
Собственность художника.
Национальный музей Фернана Леже (Fernand Léger Museum, Biot, France).
Галерея Луиз Лейрис (Galerie Louise Leiris, Paris, France).
Коллекция Джанни Версаче: Sotheby’s, New York, 1996 г.
Частная коллекция: Sotheby’s, London, 2005 г.
Приобретена настоящим владельцем: Sotheby’s, Paris, 2018 г.
ВЫСТАВКИ: 1980-1981: «Fernand Léger 1881-1955», Государственная берлинская художественная галерея (Staatliche Kunsthalle, Berlin, Germany)
ЛИТЕРАТУРА: Dora Vallier. Carnet Inédit de Fernand Léger. Esquisses pour un Portrait, Éditions Cahiers d’Art 1958.
Выполненная в 1940 году по прибытии Леже в Нью-Йорк, эта работа относится к числу 33 эскизов, созданных художником к масляному портрету миссис Честер Дейл, который хранится в настоящее время в Национальной галерее в Вашингтоне. Представленный рисунок – вариация на тему живописного «Портрета госпожи Дейл», супруги биржевого маклера Честера Дейла, выполненного Леже на заказ в 1935 году в Нью Йорке во время его первой поездки в США. Уже в подготовительных рисунках к портрету линейно-пластическая организация изображения интересовала художника в большей степени, чем черты модели. Богатство найденных в эскизах решений побудило Леже вновь вернуться к этой теме. Мод Дейл (1875-1953) родилась в Рочестере, штат Нью-Йорк, изучала искусство в Париже, а в 1911 году вышла замуж. Будучи хорошо образованной женщиной, именно она вовлекла своего мужа в коллекционирование произведений искусства, и к середине 1920-х годов четой Дейл было собрано одно из крупнейших и самых важных собраний современного искусства в Соединенных Штатах.
Фернан Леже (1881-1955) - французский живописец, скульптор и мастер декоративно-прикладного искусства, Фернан Леже создал свой собственный вариант кубизма, основанный на эстетике машинных форм. Он начал свою творческую карьеру как архитектор, работал в одном из архитектурных бюро в Кане, а затем – получил должность чертежника в строительной фирме в Париже. После службы в армии он поселился в знаменитой художественной колонии «Улей», где и началась его дружба с лидерами европейского авангарда. Под влиянием Пикассо и Брака, с которыми Леже познакомился в 1910 году, начинает экспериментировать с кубистическими приемами живописи. Интерес к современным теориям механики воплотился в творческом методе мастера, который сам художник называл «динамическим механизмом». Используя формы труб, стержней, деталей моторов, Леже в своих композициях выразил стремительный ритм ХХ столетия. В годы войны художник переезжает в США и преподает в Йельском университете. В 1945 году он вновь возвращается во Францию. Леже интересовали разные области искусства: мозаика, цветное стекло, книжная иллюстрация, изготовление картонов для ковров, театральная декорация. Его знаменитый фильм Механический балет (1924) стал классикой киноавангарда.